Управление автомобилем в дождливую погоду
На мокрой дороге сцепление колес с асфальтом значительно ухудшается, поэтому любой маневр становится более сложным. Устойчивость автомобиля ухудшается, тормозной путь увеличивается. Особенно скользкими в дождливую погоду являются линии дорожной разметки, трамвайные рельсы.
Наиболее опасен период, когда дождь только начался. В этот период резко снижается коэффициент сцепления колес с дорогой. Когда дождь только начинается, он не смывает, а лишь скатывает в шарики дорожную пыль вместе с мельчайшими частицами резины от автомобильных покрышек и т.п., превращая эту смесь в отличную смазку. Увеличивается опасность заносов автомобиля, возрастает его тормозной путь.
Наиболее опасен период, когда дождь только начался. В этот период резко снижается коэффициент сцепления колес с дорогой. Когда дождь только начинается, он не смывает, а лишь скатывает в шарики дорожную пыль вместе с мельчайшими частицами резины от автомобильных покрышек и т.п., превращая эту смесь в отличную смазку. Увеличивается опасность заносов автомобиля, возрастает его тормозной путь.
При вождении в дождь значительно ухудшается видимость на дороге, что снижает скорость передвижения. В связи с этим отведите себе больше времени на дорогу. Это позволит двигаться медленнее, в безопасном темпе.
Остановиться на влажной дороге гораздо труднее, поэтому, чтобы избежать аварии, необходимо увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля и двигаться в более медленном темпе, чем обычно.
Тормозить нужно заранее и не так сильно, как обычно. Систему вентиляции воздуха в салоне автомобиля необходимо включить в режиме отпотевания стекол.
Направленный приток воздуха в салоне на ноги водителя приведет к быстрому испарению влаги с автомобильных ковриков и запотеванию стекол автомобиля, что моментально сделает видимость дороги нулевой.
Правильно будет настроить обдув на ветровое стекло автомобиля и развернуть дополнительные дефлекторы в сторону боковых стекол там, где располагаются зеркала заднего вида. Не лишним будет включить и обогрев заднего стекла и боковых зеркал.
При движении в дождливую погоду необходимо быть внимательней с пешеходами – люди могут отвлечься, открывая зонтик или торопясь найти укрытие. Из-за шума дождя они могут даже не услышать приближающегося автомобиля.
Большой опасностью для водителя при управлении автомобилем в дождливую погоду является возникновение эффекта «аквапланирования», что является причиной большинства ДТП в дождливую погоду. При увеличении скорости шина автомобиля начинает собирать перед собой воду, большая часть которой не успевает проскочить в зону ее контакта с дорогой.
Остановиться на влажной дороге гораздо труднее, поэтому, чтобы избежать аварии, необходимо увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля и двигаться в более медленном темпе, чем обычно.
Тормозить нужно заранее и не так сильно, как обычно. Систему вентиляции воздуха в салоне автомобиля необходимо включить в режиме отпотевания стекол.
Направленный приток воздуха в салоне на ноги водителя приведет к быстрому испарению влаги с автомобильных ковриков и запотеванию стекол автомобиля, что моментально сделает видимость дороги нулевой.
Правильно будет настроить обдув на ветровое стекло автомобиля и развернуть дополнительные дефлекторы в сторону боковых стекол там, где располагаются зеркала заднего вида. Не лишним будет включить и обогрев заднего стекла и боковых зеркал.
При движении в дождливую погоду необходимо быть внимательней с пешеходами – люди могут отвлечься, открывая зонтик или торопясь найти укрытие. Из-за шума дождя они могут даже не услышать приближающегося автомобиля.
Большой опасностью для водителя при управлении автомобилем в дождливую погоду является возникновение эффекта «аквапланирования», что является причиной большинства ДТП в дождливую погоду. При увеличении скорости шина автомобиля начинает собирать перед собой воду, большая часть которой не успевает проскочить в зону ее контакта с дорогой.
Вода, собравшаяся перед зоной контакта, начинает как бы тормозить шину, прижимаясь к ней как тормоз, оказывая тем самым сопротивление движению (качению).
В то же время вода при малейшей возможности старается попасть в зону контакта шины с дорогой.
Из-за этого колесо забирается на водяную подушку и перестает вращаться.
При этом вода постепенно выдавливается из-под колеса назад.
Автомобиль в таком положении не подчиняется рулевому управлению, а передние колеса не могут быть использованы при торможении.
То есть, рулевым колесом можно крутить как угодно, но автомобиль будет двигаться по инерции.
При этом задние колеса, двигаясь по «подсушенной» передними колесами колее, сохраняют сцепление с дорогой почти всегда.
В то же время вода при малейшей возможности старается попасть в зону контакта шины с дорогой.
Из-за этого колесо забирается на водяную подушку и перестает вращаться.
При этом вода постепенно выдавливается из-под колеса назад.
Автомобиль в таком положении не подчиняется рулевому управлению, а передние колеса не могут быть использованы при торможении.
То есть, рулевым колесом можно крутить как угодно, но автомобиль будет двигаться по инерции.
При этом задние колеса, двигаясь по «подсушенной» передними колесами колее, сохраняют сцепление с дорогой почти всегда.
Для того чтобы начался эффект «аквапланирования», необходим слой воды толщиной всего 5–8 мм.
Поэтому опытные водители при подъезде к участникам дороги, где часто скапливается вода, не превышают скорости 50–60 км/ч.
Возникновение «аквапланирования» зависит от скорости движения, толщины слоя воды, качества поверхности дорожного покрытия, наличия поперечных канавок на покрытии, рисунка беговой части протектора шины, удельного давления в зоне контакта, вертикальной и поперечной жесткости шин.
Жесткость шин является одним из главных параметров, например, жесткие шины грузового автомобиля «раздавливают» водяную пленку при скорости 120–140 км/ч, а более эластичные шины легкового автомобиля лишь при скорости до 60–80 км/ч.
Поэтому опытные водители при подъезде к участникам дороги, где часто скапливается вода, не превышают скорости 50–60 км/ч.
Возникновение «аквапланирования» зависит от скорости движения, толщины слоя воды, качества поверхности дорожного покрытия, наличия поперечных канавок на покрытии, рисунка беговой части протектора шины, удельного давления в зоне контакта, вертикальной и поперечной жесткости шин.
Жесткость шин является одним из главных параметров, например, жесткие шины грузового автомобиля «раздавливают» водяную пленку при скорости 120–140 км/ч, а более эластичные шины легкового автомобиля лишь при скорости до 60–80 км/ч.
Эффект «аквапланирования» может проявится в силу следующих причин:
- высокая скорость при вхождении в лужу;
- изношенность шин и их небольшой рельеф;
- низкое давление в шинах;
- изношенность или поломка подвески;
- состояние дорожного полотна в дождливую погоду (наличие неровностей, изгибов, ям, выбоин и т.д.).
Эффект «аквапланирования» может проявляться по-разному, в зависимости от типа привода автомобиля.
У заднеприводных автомобилей «аквапланирование» начинается на передней оси, переходя на заднюю ось.
Понять это можно по ведению руля, который становится как бы слишком мягким, то есть отсутствует реакция от автомобиля на вращение руля.
Таким образом, даже не вращая руль и не снижая скорости, есть вероятность возникновения ДТП.
У переднеприводных автомобилей «аквапланирование» начинается с задней оси, переходя на переднюю ось.
В данном случае при попытке совершить торможение, возможен занос автомобиля.
Самым оптимальным вариантом в такой ситуации является не сброс скорости, а ее набор, благодаря чему передние ведущие колеса способны вывести автомобиль из опасного участка, но делать это нужно очень аккуратно.
У заднеприводных автомобилей «аквапланирование» начинается на передней оси, переходя на заднюю ось.
Понять это можно по ведению руля, который становится как бы слишком мягким, то есть отсутствует реакция от автомобиля на вращение руля.
Таким образом, даже не вращая руль и не снижая скорости, есть вероятность возникновения ДТП.
У переднеприводных автомобилей «аквапланирование» начинается с задней оси, переходя на переднюю ось.
В данном случае при попытке совершить торможение, возможен занос автомобиля.
Самым оптимальным вариантом в такой ситуации является не сброс скорости, а ее набор, благодаря чему передние ведущие колеса способны вывести автомобиль из опасного участка, но делать это нужно очень аккуратно.
Для того чтобы избежать «аквапланирования» прежде всего стоит позаботиться о надежной и безопасной резине для своего автомобиля.
Стоит помнить, что износ шин на 40-50% увеличивает вероятность проявления «аквапланирования» в два раза. Выбирая летние шины, обращайте внимание на протекторный рисунок.
Он должен быть четким, глубоким, иметь глубокие канавки для отвода воды. При выборе шин учитывайте наличие на них специальных пиктограмм, которые определяют условия их использования – дождь, снег, вода.
Во время движения в плохую погоду всегда стоит следить за качеством и состоянием дорог.
На мокрой дороге с большим количеством луж лучше двигаться на средней скорости, а перед вхождением в лужу – максимально сбрасывайте скорость, так как кроме эффекта «аквапланирования» лужа может преподнести еще массу неприятных сюрпризов в виде скрытых ям, открытых люков и тому подобного.
Стоит помнить, что износ шин на 40-50% увеличивает вероятность проявления «аквапланирования» в два раза. Выбирая летние шины, обращайте внимание на протекторный рисунок.
Он должен быть четким, глубоким, иметь глубокие канавки для отвода воды. При выборе шин учитывайте наличие на них специальных пиктограмм, которые определяют условия их использования – дождь, снег, вода.
Во время движения в плохую погоду всегда стоит следить за качеством и состоянием дорог.
На мокрой дороге с большим количеством луж лучше двигаться на средней скорости, а перед вхождением в лужу – максимально сбрасывайте скорость, так как кроме эффекта «аквапланирования» лужа может преподнести еще массу неприятных сюрпризов в виде скрытых ям, открытых люков и тому подобного.
Президент Общенационального союза автопрофессионалов «Гильдия автошкол» России, эксперт Министерства просвещения России Лобарев С.Ю.